Работа над многотомными собраниями сочинений русских композиторов ведётся издательским домом «Музыка – П. Юргенсон» постоянно и является одним из самых сложных и серьёзных направлений его деятельности. К 150-летию А.Н. Скрябина вышло Собрание сочинений композитора в 12 томах, названное газетой «Музыкальное обозрение» изданием года. Много делается для сохранения и изучения наследия издательства «Музыка», история которого насчитывает свыше 150 лет. Оцифрованы и опубликованы на сайте Международного благотворительного фонда П.И. Чайковского такие раритетные издания, как Полное собрание сочинений М.И. Глинки в 18 томах и Полное собрание сочинений П.И. Чайковского в 63 томах.
150-летие С. В. Рахманинова, отмечаемое в 2023 году, стало стимулом к новому прочтению фортепианного творчества композитора, внёсшего выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру. Опорой Полного собрания фортепианных сочинений в 13 томах являются прижизненные публикации и, безусловно, публикации из богатейшего архива «Музыки».
В 1948–1951 годах Государственное музыкальное издательство (Музгиз) выпустило четырёхтомное Полное собрание сочинений для фортепиано С. В. Рахманинова под общей редакцией К. Н. Игумнова (редактор П. А. Ламм). Для своего времени оно было тщательно подготовлено. П. А. Ламм провёл большую исследовательскую работу над доступным тогда наследием С. В. Рахманинова (изданиями, рукописями, свидетельствами современников). Наряду с известными, напечатанными ранее сочинениями композитора, по рукописям был опубликован ряд произведений, не изданных при его жизни. Вместе с тем это издание не стало полным собранием сочинений С. В. Рахманинова для фортепиано. В нём, например, отсутствуют переложения для двух фортепиано четырёх фортепианных концертов и Рапсодии на тему Паганини, а также некоторые произведения без номера опуса.
Переложения фортепианных концертов в редакции П. А. Ламма были выпущены отдельными изданиями. В течение ряда лет Музгиз, а затем «Музыка» осуществили публикацию нескольких произведений, не изданных при жизни композитора. В 1949 году И. Ф. Бэлза опубликовал по рукописи «Три юношеских ноктюрна» С. В. Рахманинова. В том же году в редакции Г. В. Киркора вышла «Morceau de fantaisie» (Пьеса-фантазия) g-moll. В сборниках «Полифонические пьесы русских композиторов», в выпусках 2 и 3, впервые напечатаны соответственно Фугетта F-dur (М.: Музыка, 1980) и Канон e-moll (М.: Музыка, 1983). Таким образом, издательский дом «Музыка» – П. Юргенсон» располагает достаточной базой для выпуска действительно Полного собрания фортепианных сочинений С. В. Рахманинова.
Настоящее издание создано на основе тщательной сверки всех доступных источников, – авторских рукописей и изданий, а также косвенных данных, имеющихся в эпистолярии Рахманинова, свидетельствах современников. Сочинения для фортепиано с оркестром сверены с партитурами. Издание предназначено в первую очередь для практического использования. В нём публикуются окончательно завершённые композитором тексты, к числу которых относятся также и существующие авторские редакции ряда его сочинений.
Вышедший к юбилею композитора Первый том содержит переложение для двух фортепиано Концерта № 1 для фортепиано с оркестром. При его подготовке рассмотрены все доступные печатные и рукописные материалы нотного текста концерта. В томе представлены две основные, устоявшиеся в исполнительской практике версии переложения Концерта для двух фортепиано, зафиксированные в изданиях фирмы «А. Гутхейль» 1892 года (первая редакция) и 1919 года (вторая редакция).
Публикация всех томов Полного собрания фортепианных сочинений С. В. Рахманинова будет завершена в начале 2024 года. Появление этого издания станет ценнейшим материалом для педагогической практики и концертирующих пианистов в России и за рубежом, новой страницей для исследователей, занимающихся изучением творчества С. В. Рахманинова и истории отечественной музыкальной культуры. Тома издания, имеющего совершенное полиграфическое качество, пополнят ряды библиотек.
Полное собрания фортепианных сочинений С. В. Рахманинова издаётся при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в рамках программной деятельности ООГО «Российский Фонд Культуры». Издательство благодарит академика РАН Бориса Сергеевича Алёшина за содействие в публикации издания.
СОДЕРЖАНИЕ ТОМОВ
Серия I
Сочинения для фортепиано с оркестром.
Переложение для двух фортепиано
Том 1. Концерт № 1 фа-диез минор. Соч. 1
Том 2. Концерт № 2 до минор. Соч. 18
Том 3. Концерт № 3 ре минор. Соч. 30
Том 4. Концерт № 4 соль минор. Соч. 40 Том 5. Рапсодия на тему Паганини. Соч. 43
Серия II
Сочинения для фортепиано соло
Том 6. Юношеские и не имеющие опуса сочинения в разных жанрах.
Пьесы. Cоч. 3, 10, 16
Том 7. Вариации. Соч. 22, 42
Том 8. Прелюдии. Соч. 3 № 2, 23, 32
Том 9. Сонаты. Соч. 28, 36
Том 10. Этюды-картины. Соч. 33, 39 Том 11. Фортепианные транскрипции
Серия III
Фортепианные ансамбли. Переложения
Том 12. Сочинения для двух фортепиано, для фортепиано в 4 руки и в 6 рук
Том 13. Переложения симфонических сочинений для двух фортепиано